Нейрографика это творческая форма передачи восприятия мира в процессе постановки и решения психологических задач. В основе уникальной техники в рисовании заложены зрительные образы после осмысливания проблемы, изображенные графически.

Принципы рисования основаны на эмоциональном выражении беспокойства через кисть. Метод изображения существующей проблемы разработал и применил на практике в 2014 году психолог, доктор PHD Пискарев Павел Михайлович.

Уникальность нейрографики в ее принадлежности к эффективным методам арт-психологии и арт-терапии. Такой способ достижения гармонии эффективен как для взрослых, так и для детей.

Принципы рисования

Нейрографика, принципы рисования для детей которой ориентированы на положительный результат, в условиях арт-терапии основывается на нескольких основных правилах.

  1. Правило спонтанности.

Рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и страхов. Лучше изображать существующую проблему закрытыми глазами быстрыми движениями в течение 3-5 сек. Таким образом происходит «выброс» негатива наружу. Первый принцип – создание эмоционального отпечатка на листе бумаги.

  1. Отсутствие критериев оценки.

Отсутствие оценки и критики получившегося рисунка освобождает от комплекса «каракулей», развивает уверенность в себе, освобождает от комплексов. Для нейрорисования не требуется наличие художественного таланта.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Первые рисунки не дадут качественного результата. Вызвать у ребенка восторг от процесса – лучший результат. Второй принцип – любой рисунок прекрасен, а в результате доработки станет еще лучше.

  1. Рисунок не имеет границ.

Мир воображения безграничен. Рисунок свободен от конкретного образа и размера. Рисование «без границ» освобождает от скованности, побуждает к движению вперед. Третий принцип – рисунок в процессе доработки занимает весь лист.

  1. Правило избавления от острых углов.

Эмоционально изображенный рисунок при плохом настроении и конфликтной ситуации имеет острые углы и оборванные линии. Спонтанный «счастливый» рисунок передает нейронный код гармонии. На таком рисунке будет больше закругленных форм и волн. Важным правилом нейрографики является правило последующего «скругления» углов, если они появились при рисовании.

На месте пересечения линий рисуют овалы и круги. Закрашивают их более темным цветом для того, чтобы визуально не воспринимались острые углы.

Оборванные линии продолжаются и соединяются с уже нарисованными. Ребенок рисует спокойно, без определенных правил так, как ему подсказывает настроение. На этом этапе доработка рисунка означает начало работы над существующей проблемой.

Круг воспринимается на подсознательном уровне как гармония. Чем больше кругов на рисунке, тем больше гармонии вносится в зону проблемного восприятия мира. Четвертый принцип – все изображенные линии и фигуры заряжены энергией. Если энергия отрицательная, ее следует превратить в положительную.

  1. Завершение рисунка – линии поля.

Нейрографические линии, которые проводятся ребенком через лист к его краям, передают ощущения. Они могут быть разной толщины и степени извилистости.

Нейрографическая линия в рисунке не повторяется и заканчивается в неожиданном месте листа. Эти линии создают фоновое поле, благодаря которому у рисунка нет границ. В результате получается красивый рисунок, объединяющий линии и смысл. Принцип пятый – изображение бесконечно, рисунок можно рисовать много раз.

  1. Правило рисунка без образов.

При доработке рисунка не анализируют изображение, не ищут сходства с конкретными образами. Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются. Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Принцип шестой – рисовать настроение в линиях, а не картину. Нейрографика, принципы рисования для детей которой соблюдаются на занятиях, учит слышать и познавать себя.

Алгоритмы в нейрографике

Алгоритмы в нейрографике позволяют решать проблемы эмоционального состояния, задачи по достижению целей, моделировать реальность. Количество нейрографических техник с каждым днем увеличивается, пополняясь авторскими разработками. Базовыми алгоритмами для создания новых техник признаны несколько основных алгоритмов.

Снятия ограничений

Этот основной базовый и доступный алгоритм:

  • борется с внутренними противоречиями;
  • снимает ограничения;
  • трансформирует отрицательное в положительное.

Любая техника из последовательных рисунков для достижения поставленной цели или избавления от проблемы начинается с алгоритма снятия ограничений. Алгоритм базируется на вышеперечисленных принципах и позволяет избавиться от беспокойства, обрести чувство свободы, безопасности и уверенности в себе.

Нейрографика, принципы рисования для детей которой сосредоточены в этом алгоритме, снизит уровень тревожности ребенка, повысит его самооценку.

Коммуникации

Алгоритм нацелен на устранение конфликтов в общении детей друг с другом и взрослыми.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Алгоритм задается через темы, вытекающие из конфликтоной ситуации и проблемного общения:

  1. «Я и он» / «Я и она».
  2. «Я и они».
  3. «Я и мама».
  4. «Я и родители».
  5. «Я и детский сад».

Тема для проработки проблем коммуникации выбирается в зависимости от степени важности для ребенка. Выбор темы для алгоритма может сопровождаться неприятными эмоциями со стороны ребенка: страхом, слезами. Эффективно реализовать все алгоритмы нейрографики можно только в присутствии воспитателя, психолога, педагога.

Линия времени

Алгоритм работает по накопительному принципу. Все результаты, достигнутые в процессе занятий нейрографикой, аккумулируются с течением времени. Рисунки сравниваются, отслеживается динамика изменений в поведении ребенка и восприятии им окружающего мира. Использование перечисленных алгоритмов является обязательным при работе с подсознанием детей посредством рисунка.

Приемы, используемые в нейрографике

В подсознании у каждого ребенка заложено индивидуальное восприятие мира. Он выбирает цвета для заполнения получившегося рисунка самостоятельно, в соответствии с внутренним эмоциональным состоянием по отношению к существующей проблеме, которую он изобразил.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Предоставить для работы ребенку нужно полный комплект красок, карандашей и фломастеров, чтобы он мог применить тот цвет, который ему хочется.

Масштаб рисунка не ограничивается определенными рамками в соответствии с принципами нейрографики. При доработке рисунка допускаются симметричные и асимметричные формы.

Что потребуется из канцелярии

Для нейрографики подойдут все пишущие средства: карандаши, шариковые и гелевые ручки, фломастеры для создания основной линии. Для заполнения цветом откорректированного рисунка понадобится цветная пастель или краски с кистью. Инструменты для рисования следует предложить ребенку на выбор, ориентируясь на его предпочтения.

Раскрашивание цветными карандашами или фломастерами не рекомендуется из-за низкой плотности закрашивания. Создаются нежелательные линии и штрихи с возможным пересечением, при котором создаются острые углы (конфликт). Результат всей работы при таком способе сводится к нулю.

Подходящий формат бумаги А5, А4. При работе нельзя пользоваться ластиком и корректором. Все созданные на листе бумаги линии представляют ценность для выражения состояния ребенка по отношению к ситуации.

При правильной организации занятия работа над доработкой рисунка сопровождается вдохновением. В этой работе задействовано количество нейронов, значительно превышающее проблемную задачу, с которой началось занятие.

Уроки от П. Пискарева

Автор методики называет нейрографику сущностью и считает, что она обладает душой. Свойство души — помещаться в форму. Форма определяется принципами. Принципы нейрографики украшают жизнь.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Через рисунок можно передать как проблемы, так и фантазии. Лаконичные и простые изобразительные средства (линии, круги, треугольники, квадраты) отражают эмоциональное состояние ребенка, находятся во взаимосвязи.

Особенность техники Пискарева – достижение новых желаемых состояний с помощью алгоритмов нейрографики. Рисунок становится установкой на позитивное мышление, инструментом для управления реальностью. Он генерирует правильное поведение для достижения желаемых изменений.

Пискарев приравнивает принципы нейрографики к принципам развития души:

  1. Образ создает смысл.
  2. Смысл концентрирует состояние.
  3. Проблема рождается разумом.
  4. У решения качество бионики.
  5. От гармонии приходит удовлетворение.
  6. На острие карандаша весь мир.
  7. Задача любой сложности решается графически.
  8. Плоскость рисунка безгранична.
  9. Мир – это фигуры и линии.
  10. Рисовать несложно.

При этом нейрографика не является волшебным рисованием. Если человек нарисовал желания, то они обязательно сбываются. Мечты перейдут в реальность при условии стараний самого человека и желания изменить рисунок, а вместе с ним настроение, мысли. На этом основано «встраивание» положительных событий в жизнь через рисунок.

Уроки от Татьяны Лобановой

Нейрографика, принципы рисования для детей которой соблюдаются арт-терапевтом Татьяной Лобановой, нужны всем детям, без исключения. Вынесенные наружу переживания, страхи, скованность трансформируются, приводят к разрядке и исцеляют.

Доработка спонтанного рисунка, изменение форм, линий, размеров, добавление цвета меняет настроение ребенка. Техника успешно применяется для детей, имеющих травмирующий опыт. Метод также результативен при проектировании желаемого будущего.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Метод основывается на связи моторики рук с мозговой деятельностью (нейронные сети). Над рисунком ребенок работает до полного его завершения по своему усмотрению. Ощущение от пережитой радости – целительное состояние души тела.

Методы арт-терапевта Татьяны Лобановой применимы ко всем людям, независимо от возраста и психоэмоционального состояния.

Уроки от Андрея Константинова

Метод преподавателя ресурсного рисования «Я-графика» позволяет освободить человеку скопившуюся внутри него «заблокированную» энергию. Нейрографика позволяет направить освободившуюся энергию в нужное русло. Методика базируется не на четких алгоритмах, а на ощущениях человека.

Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Сущность «Я-графики» Андрея Константинова:

  1. Осознание собственного положительного «Я».

Необходимо мысленно собрать все положительное о себе и определить «Что есть я? Кем и чем я являюсь?» Трудности в жизни, состояние дисбаланса происходит от того, что человек «выпадает» из собственного «Я». Ритм жизни, определенные обстоятельства «вытягивают» его из естественного для него состояния. Важно сосредоточиться на сущности своего «Я».

  1. Состояние радости.

Люди находятся в состоянии радости не от событий, которые с ними происходят или не происходят. Люди созданы для радости, это их естественное состояние. Необходимо помнить об этом.

  1. Нет проблем, есть задачи, и они решаемы.

Естественное для человека состояние радости – ресурсное состояние, из которого будут браться ресурсы для выполнения задач.

  1. Я — не просто часть мира, я — весь мир.

Тесная взаимосвязь между человеком и миром. Взаимообмен между мыслями и тем, что происходит. «Я» — это бесконечность, нет никаких границ.

  1. Изображение собственного «Я» на бумаге.

Конечная цель: попасть в свое «Я» через графику. Вывести свой ресурс из тени, освободить энергию.

Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения
С помощью инфографики можно узнать кем ребенок себя видит в этом мире. Это поможет родителям скорректировать его будущее

С помощью этого метода детям дается шанс проработать внутренние ресурсы посредством рисования. Рассуждая о собственном «Я» им свойственно ассоциировать себя со сказочными персонажами и супергероями. При этом важно сосредоточить внимание ребенка на качествах, свойственных этому герою, проговорить их вместе с ним.

Самостоятельно и с помощью родителей или педагогов-психологов рождается внутренняя мотивация соответствовать собственному «Я», следовать ему и не выходить из его ресурсной зоны в дальнейшем.

Рисование новых фигур, совершенствование собственного «Я» — ресурса в графике изменяют отношение к миру. При возникновении задачи организм всегда найдет ресурс для ее решения.

Польза нейрографики для развития детей

Частые страхи («я сделаю все неправильно»), тревожность («у меня ничего не получится»), заниженная самооценка у детей сигнализируют о проблемах с психологическим здоровьем. При отсутствии своевременной поддержки психоэмоционального здоровья ребенка наступают проблемы со здоровьем физическим.

Нейрографика как средство невербального общения, благодаря своим принципам превращает для детей рисование в творческий процесс, направленный на развитие личностных качеств и уверенности в себе.

Преимущества нейрографики перед другими методами:

  1. Развитие речи.

Через рисунок передаются чувства, эмоциональное состояние ребенка. В данном случае кисть руки выступает органом речи. Прорисовывая проблемы, желания и собственные фантазии методом нейрографики у детей создаются новые нейронные связи, меняется мышление, развивается речь.

  1. Эстетическое развитие.

Ребенок увлекается рисованием, появляется желание рисовать больше, создавать образы из фантазий. При этом прослеживается положительная динамика развития. Увеличивается количество фигур, растет их сложность. Став художником, ребенок меняется сам и меняет отношение к миру.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

  1. Эмоциональная уравновешенность.

Снятие напряжения и стрессовых ситуаций. Спокойствие при общении с другими детьми. Избавление от агрессии, отрицательной энергии.

  1. Развитие самостоятельности.

Нейрографика развивает самостоятельность в работе над собой и познании себя: от исправления рисунка до перемен в собственном поведении. Благодаря технике у детей развивается «самопомощь» — умение выхода из конфликтов, стрессов, проблем.

  1. Развитие воображения.

Приводить рисунок к сходству с некими образами не требуется. Но у ребенка после завершения рисунка рекомендуется спрашивать о том, на что похожи некоторые фигуры. Что они напоминают, с чем или с кем ассоциируются. Это интересно.

Примеры рисунков в нейрографике для детей

Доступные рисунки в нейрографике для детей начинаются с линии.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Пошаговое выполнение рисунка:

  1. Изображение спонтанной линии на листе бумаги в течение 3-5 сек. Во время рисования ребенок может думать о своей проблеме, погружаться в свое настроение.
  2. Рисование кругов на пересечении линий («наложение»), образующих острые «колющие» углы.
  3. Продление и закругление оборванных линий.
  4. Заполнение форм цветом.
  5. Завершение рисунка — проведение линий поля.

Оценить эмоциональное состояние ребенка можно при помощи фигур, изображенных на рисунке.

Наименование фигуры Значение
Спирали (изнутри по часовой линии) Увеличение и рост энергии
Спирали (снаружи по часовой линии) Уменьшение энергии
Четырехугольники, многоугольники Объединение простых форм в сложные системы
Треугольники, углы Острые вопросы, проблемные задачи, конфликт, агрессия
Круги, полусферы Гармония, защищенность

Выбор ребенком фигур, применяемых для корректировки рисунка, зависит от его возраста и развития. Наличие полусфер и закругленных линий на рисунке вместо шара означают гармонию, спокойствие. Наличие «зигзагов» и острых прерывистых линий вместо треугольников означает тревогу и состояние конфликта.

Использование этих же фигур трактуется иначе при выполнении рисунка-установки, рисунка – мотивации. К примеру, треугольник означает движение вперед, динамику развития, целеустремленность. Квадрат дает нейрографу установку на основательность и уверенность. Зафиксировать результат проделанной работы поможет нарисованный квадрат.Нейрографика. Что это, принципы рисования для детей, алгоритм, как научиться. Картинки, видео-уроки обучения

Круг большого размера вдохновит на удачу. Поместить в этот круг необходимо все, что требуется в данный момент жизни.

В нейрографике нет привязки к значению цвета. Закрашивание геометрического рисунка разными цветами происходит в ключе его совершенствования. Рисунок должен получиться ярким и красивым. Применение техники нейрографики в сочетании с другими традиционными методами и приемами развивают личность, формируют ее творческий потенциал, художественные способности.

Рисование в технике нейрографики способствует нравственно-эстетическому развитию детей. Ребенок ставит перед собой задачи и пытается самостоятельно их решать. При этом желание и труд ребенка необходимо стимулировать и поддерживать.

Нейрографика –техника рисования без границ. Принципы этого метода позволяют устранять ненужные установки на уровне бессознательного. В другой форме применения техника позволяет моделировать желаемое будущее с помощью рисования и давать «правильные» установки.

Для детей и взрослых нейрографика применяется на первом этапе как освобождение от лишнего груза мыслей и эмоций. На втором этапе нейрографика формирует внутренний потенциал способный смоделировать желаемые изменения.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про нейрографику

Нейрографика — первое утро нового года:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ