Научиться владеть карандашом можно довольно быстро в любом возрасте. Статья кратко описывает основные требования к изображениям и дает примеры легких рисунков карандашом для начинающих.

Правила рисования простым карандашом для начинающих

Рисование начинается с обретения навыка правильно держать карандаш. Лист бумаги закрепляется вертикально или под наклоном. Во время вырисовки контуров рука касается бумаги лишь мизинцем, чтобы не размазывать грифель.

Штриховка

Штриховка появилась из потребности быстро отразить на рисунке игру света. Академическая штриховка – это множество параллельных линий. Гладкие поверхности изображаются двунаправленной штриховкой, формирующей тонкие ромбики. Бликующие поверхности создаются ромбами разной ширины. Заштриховывая рисунок, карандаш можно держать привычно, как ручку.

Художник пользуется многими техниками штриховки. Это и мелкие круги, и овалы, наносимые наподобие рисунка виноградной кисти. Штрихуют и линиями, повторяющими контур или направление движения. Подбирать способы штриховки помогает художественное чутье, глубинное понимание структуры натуры, которые приходят с опытом.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Начинающим художникам помогает создавать светотени растушевка, для которой карандаш срезается под острым углом для увеличения площади рисования грифеля. Растушевка производится движениями вдоль штрихов. Для выравнивания тона используются синтетическая кисточка, ватная палочка. Светлые пятна создаются мягкой резинкой.

Контур

Чтобы нарисовать контур изображаемого предмета, нужно много тренироваться.

Этапы обучения:

  1. Рисование прямых линий.
  2. Изображение простых геометрических фигур со сторонами в виде отрезков.
  3. Воспроизведение кривых линий с постепенным их усложнением и удлинением.
  4. Вырисовка круга. Требуется подготовительная разметка.
  5. Рисование сопряженных с кругом кривых. Если сразу не получается, можно нарисовать прямые, которые затем преобразуются в кривые.
  6. Выделение зоны, в пределах которой помещается контур, над которым в данный момент работают.
  7. Соблюдение пропорций.

Перспектива

На расстоянии объекты человеку видятся в уменьшенном размере и с измененной формой. Художники-реалисты, чтобы передать рисунком правдивое изображение, пользуются перспективой наблюдателя. Такое умение они приобретают в результате изучения и длительной практики законов таких точных наук, как линейная перспектива, аксонометрия. Аксонометрия используется в черчении.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Часто применяется в изображении архитектурных объектов. Линейная перспектива изучает правила, благодаря которым рисунки на плоскости выглядят так, как будто человек видит это живьем. Восприятие глазом близких и далеких предметов подчиняется различным закономерностям. Бывает, что художники фокус картины располагают не на переднем плане, а на среднем или дальнем уровнях.

Тогда остальные детали прорисовываются менее четко. Роспись потолков или взгляд сверху также имеют свои законы перспективы. По правилам линейной перспективы параллельные линии пересекаются на горизонте наблюдателя.

Для изображения объекта, находящегося лицом к зрителю, применяют перспективу с одной точкой схода. Чаще всего используют 2 точки схода. 3 точки выбираются при рисовании очень высокого объекта.

Свет и тень

Благодаря передаче светотени зритель видит на плоскости бумажного листа объемное изображение. Свет и тень на рисунке рельефно выделяют форму предмета, объем и даже материал, из которого они изготовлены. Так же наблюдатель понимает, откуда исходит свет и ощущает силу освещенности. Игра света и тени вызывает чувственное восприятие.

Особенно важно умение пользоваться светотенью и перспективой в живописи, так как освещенность и расстояние влияют на восприятие человеком цветовой палитры. Оптические эффекты, влияющие на вид объектов в зависимости от силы и направленности света, ярко переданы К. Моне в триптихе «Руанский собор в разное время суток».

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Законы светотени разработаны художниками Возрождения и совершенствуются и дополняются по сей день, так как рисовальщики и мастера кисти желают достоверно изображать реальность в освещении от нескольких источников. При слабом освещении контрастных границ между светом и тенью нет. Тональные переходы мягкие, с большой палитрой оттенков.

Полуденный пейзаж требует четких, хоть и коротких, теней, ясных контуров. Закатное солнце покрывает темной пеленой многие детали, прорывается между некоторыми объектами одинокими лучами, вызывает длинные тени. Освещение, когда источник света находится сзади изображения, называется контражурным.

Оно особенно эффектно смотрится на лесных или парковых пейзажах. Освещение спереди (фронтальное) и сзади делает предметы плоскими. Боковое освещение позволяет изобразить максимальное количество характеристик объемного объекта.

Очертания падающей тени зависят от:

  • расположения источника света;
  • формы предмета изображения;
  • наклона поверхности, на которой она видна.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Она ложится вдоль лучей света. Около предмета тень гуще, далее она светлеет. Если на рисунке присутствуют окно, лампы или свечи, требуется учитывать, что ближние к источнику света предметы вырисовываются четко. С увеличением расстояния контрастность уменьшается. Этот эффект называется световой перспективой. Свет, падающий на предмет перпендикулярно, образует на предмете самое светлое пятно.

Отраженные на блестящих поверхностях лучи изображаются бликами. Учитывается и отсвет освещенных поверхностей, бросаемый на тени (рефлекс). Так что при рисовании отдельного предмета самым светлым изображается блик, затем освещенное место. Там, где лучи проходят по касательной – полутон темнее, еще темнее рефлекс. Тень – самая темная часть рисунка. Туда свет не проникает совсем.

Построение композиции

Композиция требует такого размещения объектов на листе, чтобы создалось впечатление единого целого. Свободное пространство и масштаб изображения должны быть сбалансированы. Предметы располагают устойчиво, сгруппировав их вместе. Их размеры должны гармонично сочетаться.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Для проверки того, что выбран оптимальный вариант размещения композиции, рекомендуется мысленно:

  • подвигать ее в разные стороны;
  • поочередно увеличить и уменьшить изображение;
  • проверить, не вышел ли какой-то предмет из зоны общего восприятия.

Легкие рисунки для срисовки в скетчбук

Скетчбук – маленький дорожный альбом для рисования. Он позволяет делать наброски по дороге на работу, во время поездки или короткой прогулки. В нем выходит облегченный вариант эскиза, так как короткие линии проще рисовать. Некоторым новичкам это может быть полезно при первых шагах обучения рисованию.

Куб

Легкий рисунок карандашом для начинающих часто предполагает умение рисовать куб для изображения более сложных объектов, составляющей которых является эта фигура. Рисование книги, дома, шкафа, печки требует тех же навыков. Куб легко изобразить с 1, 2 или 3 точками схода. На нем проще всего разрабатывать понимание законов перспективы.

Когда куб повернут к зрителю одной гранью, выбирается 1 точка. С вершин грани проводятся лучи, сходящиеся в этой точке. На этих лучах, в соответствии с законом линейной перспективы (чем дальше, тем меньше), откладываются боковые ребра. Получившиеся четыре точки соединяются, образуя наиболее удаленную от зрителя грань. Вспомогательные линии стираются. Куб готов.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
Легкий рисунок карандашом для начинающих — куб. Это база, которая потребуется в рисовании в будущем.

Если ближе к зрителю находится ребро, используются 2 точки схода, расположенные слева и справа от него. Из концов отрезка, образующего ребро, по лучам, направленным в точку схода, откладываются горизонтальные ребра. Соединение новых точек образует грань.

Из ее вершин проводятся лучи в другую точку схода. Процесс повторяется до прорисовки всех граней. Вспомогательные линии и невидимые детали стираются.

Сфера

Шар, как его ни повернуть, всегда демонстрирует окружность.

Сложность состоит в штриховке, придающей фигуре объемность:

  1. Рисуется квадрат.
  2. В него вписывается окружность.
  3. Для выделения границ светотени рисуются кривые, сопряженные с дугами окружности. Они напоминают меридианы и широты глобуса.
  4. В зависимости от того, где художник изображает источник света, штрихуются тональности затенения. Падающая тень изображается в виде эллипса.

Цилиндр

Легкий рисунок карандашом для начинающих –цилиндр. Для этого используют призму с квадратом в основании. Она вычерчивается так же как куб, только боковые грани имеют параллельные ребра другой длины.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Далее:

  1. На квадратах оснований находятся средние точки ребер.
  2. Через них проводятся овалы.
  3. Овалы соединяются между собой линиями, параллельными длинным ребрам призмы.
  4. Призма и все лишнее стирается.

Посуда

Легкий рисунок карандашом для начинающих – натюрморт из посуды. Сначала составляют композицию: каждый предмет помечают окружностью. Вырисовывается каждая вещь с учетом вышеописанных правил групповых изображений. Пошаговое рисование тарелки, бокала и кружки послужит примером отображения предметов посуды на бумаге.

Тарелка:

  1. Рисуется овал.
  2. Внутри него изображается меньший овал.
  3. Сопряженными с овалом кривыми образуется глубина мелкой или суповой тарелки.
  4. Выписываются узоры.
  5. Наносится штриховка внутри.
  6. Обводятся контурные линии.
  7. Заштриховывается тень снаружи.
  8. Убираются лишние линии.

Бокал:

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

  1. Проводится вертикальная прямая.
  2. Сверху рисуется круг, снизу меньший овал таким образом, чтобы прямая была их осью симметрии.
  3. Линия посредине утолщается и превращается в ножку бокала.
  4. Верхний круг по аналогии с рисованием цилиндра преобразуется в чашу с соблюдением полной симметрии относительно первоначальной оси.
  5. Линии разметки стираются.
  6. Контур наводится жирными линиями.
  7. Штрихуется напиток в бокале.
  8. Изображаются тени.

Кружка:

  1. Рисуется квадрат или прямоугольник для кружки.
  2. Добавляется прямоугольник или трапеция для ручки.
  3. Корпус кружки разрисовывается эллипсами, параллельными изображению кромки.
  4. Изображается ободок, обозначающий толщину кружки.
  5. Ручке придается объем произвольной формы.
  6. Штрихуется внутренность посудины.
  7. Стираются линии разметки.
  8. Наводится контур.
  9. Продумывается и наносится штриховка, воспроизводящая игру светотени.

Растения

Человек фактически везде наблюдает деревья, листья, цветы. Растения становятся элементами орнаментов, натюрмортов, пейзажей и даже портретов. Изображая растения, требуется иметь перед собой натуру или готовый рисунок.

Дерево, расположенное непосредственно перед зрителем, обычно более детализируется:

  1. Изображается ствол.
  2. Ветки всех уровней намечаются тонкими линиями.
  3. Короткими штрихами определяются границы кроны (симметрия отсутствует).
    Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
  4. Подбираются в подходящем масштабе листья конкретной формы.
  5. Внутри кроны рисуется несколько областей, заполненных листьями.
  6. Добавляются листья на ветках, которые остались видны зрителю.
  7. Утолстить ветки, сучки, изобразить шероховатости коры, дупла, все, что подсказывает фантазия.
  8. Продумать, где расположить источник света.
  9. Наметить области теней.
  10. Мягким карандашом изобразить тональности на ветках и стволе.
  11. Ствол выделить более темным тоном.
  12. Детализировать листья.
  13. Распределить тени на листьях.
  14. Навести контуры нескольких листьев из кроны для придания объема (мелкие детали не обязательны).

Дерево на заднем плане может выглядеть так:

  1. Делается набросок ствола и кроны в виде подобия облака.
  2. Вырисовываются наружные элементы, выглядывающие из-под этого облака: ветви, листья, несколько штрихов на коре.
  3. Заполняется листвой весь объем кроны.

10 уроков рисования простым карандашом

Для придания смелости начинающим авторам следует показать, что уже в самом начале обучения можно создавать привлекательные рисунки. Они станут не только результатом трудов ученика, но и прекрасными упражнениями для дальнейшего развития мастерства.

Тюльпан

Легкий рисунок для начинающих – тюльпан. Цветы часто вписываются в простую геометрическую фигуру.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Тюльпан напоминает овал:

  1. Провести прямую линию, отличную от вертикальной.
  2. Используя ее, нарисовать овал.
  3. На вытянутых концах овала ставят точки. Проводят через них изогнутую линию.
  4. Намечают линию стебля и 2 крайних листа, учитывая правила композиции.
  5. Глядя на живой цветок или эскиз, прорисовывают лепестки при помощи линии на овале.
  6. Утолщают стебель.
  7. Используя намеченные линии как центральный прожилок, рисуют листья.
  8. Ближе к стеблю изображают третий лист поменьше.
    Стирают лишние линии.

Рисуя несколько тюльпанов, так же намечают границы композиции, следя за тем, чтобы ни один элемент не выглядел оторванным от группы.

Город

Пошаговая инструкция:

  1. Прямоугольниками определяются абрисы домов.
  2. Вырисовывают окна, соизмеримые с приблизительно одинаковой высотой этажей во всех зданиях.
  3. Отображают отделку зданий, форму крыш, башенки и другие выбранные элементы дизайна.
  4. Силуэтно рисуют деревья и другие элементы, разнообразящие городской пейзаж.
    Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
  5. На задний план добавляют фрагменты заслоненных главными строениями домов.
  6. Наводят контуры.
  7. Обозначают плоскость земной поверхности.

Кошка

Пошаговая инструкция:

  1. Рисуется туловище, напоминающее прямоугольник с искривленными сторонами. Задняя часть слегка заужена и выпукла. Длинные стороны немного выгнуты вверх.
  2. Добавляется шея – две выпуклые вперед кривые.
  3. Намечается профиль головы – почти прямые параллельные линии. Линия от дальней вершины шеи тянется до лба. Вторая – идет от верхнего края ближней к мордочке стороны шеи до подбородка. Далее до носа проводится почти вертикальная короткая черта. Нос и лоб соединяются вогнутой вниз кривой.
  4. Живот изображается выгнутой книзу линией от груди до точки, находящейся приблизительно на расстоянии 2/3 туловища в сторону хвоста.
  5. Двумя линиями намечается основание хвоста.
    Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
  6. На продолжении направляющей шеи отмечается вершина уха.
  7. Кромка уха вырисовывается в виде маленького обрезанного листика.
  8. Дальнее ухо выглядывает маленьким треугольником.
  9. Под лобной частью изображается почти треугольный глаз.
  10. Рисуются усы возле рта, бровей, ушей.
  11. Две изогнутые к переду кривые начинаются у края живота и крайней задней точки туловища, сближаясь у коленного сустава и идя почти параллельно до стопы.
  12. Одна линия передней ноги начинается в нижней вершине прямоугольного туловища. Вторая линия отсекает на туловище отрезок уже шеи. К стопе они сужаются.
  13. Дорисовываются маленькие передние и вытянутые задние лапки.
  14. Выбирается и изображается поза для хвоста.
  15. Рисуется зрачок.
  16. Ненужные линии стираются.
  17. Тело заштриховывается с учетом законов светотени.

Волк

Голова животного рисуется в виде круга. По касательной к нему намечается задняя часть шеи. Ближнее ухо рисуется на продолжении шеи. Протянув линию удаленной части ближнего уха до пересечения с противоположной частью окружности, получают точку, выше которой рисуется прямоугольная морда. Из точки касания шеи к окружности проводится перпендикуляр в направлении морды.

Ее он пересечет в месте расположения ноздрей. В форме слегка склоненного к морде треугольника рисуется второе ухо, меньше первого. Намечаются нос, рот, глаз, внутренняя часть ушей. Контуры почти стираются, остаются еле заметные очертания. Шерсть начинают прорисовывать с верхней части головы в направлении морды четкими штрихами. Стирается разметка. Дорисовывается шерсть.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

На гладких участках черепа шерсть растушевывается. На сгибах, соединении с шеей хорошо видна.

Тело рисуется по аналогии с туловищем, конечностями и хвостом кошки. Придаются ему характерные отличительные черты. Обязательно вырисовывается шерсть. Иначе не будет схожести с диким зверем. Где нужно, рисунок оттеняется.

Аниме Пикачу

На карандаш здесь нельзя давить, так как будет много вспомогательных линий:

  1. Сначала нужно нарисовать круг.
  2. Из его центра провести 1 горизонтальную и 1 вертикальную линии.
  3. На горизонтальной линии нарисовать круги-глаза.
  4. Изобразить рот, симметричный относительно нижней части вертикали наподобие параболы, замкнутой сверху волнистой линией.
  5. Голову сделать сверху и снизу круглой, а по бокам приплюснутой. Из верхних углов квадрата нарисовать уши, похожие на листья тюльпана.
  6. Концы ушей, глаза закрашиваются. Маленькие кружочки остаются светлыми зрачками. Примыкающие к очертаниям головы полукруги обозначают щеки.
  7. Снизу нарисовать круг чуть-чуть больше головы, немного ее пересекающий. По бокам и внизу окружность спрямить, чтобы стало похоже на квадрат с закругленными углами.
  8. Между окружностями вставить руки в виде рукавов-регланов.
  9. Внизу пририсовать маленькие пальчики, как половинки виноградинок.
  10. Внизу по бокам туловища в форме полукругов изобразить бедра. Стопы – половинки вытянутых овалов. Соблюдать пропорции.
  11. Два соединенных прямой линией трехступенчатых зигзага образуют хвост. От основания хвоста каждая следующая ступенька удлиняется.
    Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
  12. Внешние контуры навести жирной линией.

Дракон

Нарисовать змеевидного дракона проще, так как у него нет крыльев. Это, по сути, чешуйчатая змея с ногами ящерицы. Кружочками и палками намечаются голова и туловище. Формируется тело дракона. Уже ненужные вспомогательные линии постепенно стираются.

На голове рисуют глаза, зубы. Шипы начинаются на голове и идут вдоль спины. Прорисовываются когти. Дорисовывают складки кожи, скругляют линии. Остается добавлять и исправлять мелкие штрихи, пока дракон не станет соответствовать представлению автора.

Автомобиль

Пошаговая инструкция:

  1. Нужно определить пределы для рисунка рисками с четырех сторон.
  2. Изобразить далее каркас автомобиля без внутренних деталей и колес.
  3. Рисуют окна и боковые зеркала, спойлер.
    Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
  4. Добавляют колеса с рисунком дисков.
  5. Изображают двери. Проводят на них линию, на которой помещают дверные ручки. Рисуют фары дальнего и ближнего света, капот и бампер.
  6. Вырисовывают оставшиеся детали и то, что видно сквозь стекла. Передний план наводят более толстой линией.
  7. Штрихуют тени, начиная со светлых тонов, чтобы в случае ошибки было легче стереть.

Человек

Упрощенный вариант изображения человека, выполненного карандашом, для начинающих:

  1. Сначала делают набросок головы в виде овала. Измеряют его длину. На вертикальной линии, проведенной вниз от оконечности головы откладывают еще 6 таких размеров.
  2. Шея должна быть приблизительно в 2 раза уже головы.
  3. Каждое плечо равно длине головы. Их рисуют слегка покатыми.
  4. Талия находится чуть ниже 2,5 длин голов, считая от макушки. От этой точки проводят горизонтальную линию шире головы, но уже размаха плеч (симметрия относительно вертикальной линии). Концы этой линии соединяют с оконечностями плеч.
  5. Длина головы, четырехкратно отложенная от макушки, дает нижнюю точку туловища. Здесь проводится отрезок, перпендикулярный вертикали, шире талии, короче ширины плеч.
  6. Колени расположены ниже 5-й отметки на небольшом расстоянии от вертикальной линии. Их обозначают маленькими окружностями.
  7. Бедра образуются соединением этих окружностей с линией таза.
  8. Голеностопные суставы отмечают кругами на уровне чуть выше последней седьмой отметки. Выпуклыми наружу линиями их соединяют с коленями.
  9. На 7-й отметке изображают ступни небольшими вытянутыми овалами.
    Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука
  10. Локти помечают кругами на уровне талии.
  11. Рисуют кисти-круги чуть выше линии таза. Это пропорции усредненного человека. В жизни длина рук у разных людей сильно отличается. Другие параметры больше подходят под среднюю схему.
  12. Соединяют локти с кистями и с плечами выпуклыми наружу кривыми.
  13. Изображают ладони и пальцы (доходят до средины бедра).
  14. Вырисовывают детали лица: глаза, нос, рот, брови. Изображают волосы и уши (находятся на уровне носа и имеет ту же длину).
  15. Рисуют одежду: брюки, футболку, ботинки.
  16. Стирают вспомогательные линии.
  17. Обводят контур.
  18. Накладывают светотени.

Расположение частей лица на голове по уровням указано в таблице ниже:

Зоны Органы
1-я сверху Волосы, лоб, брови
2-я (средняя) Уши, глаза, нос, нижняя часть волос
3-я (нижняя) Рот, подбородок

Лошадь

Это одно из самых сложных в рисовании животных. Туловище у разных представителей фауны рисуется приблизительно по одной схеме. Чтобы изобразить лошадь объемно, обязательно требуется знать ее анатомию. Так как лошадь имеет короткую шерсть, мышцы выступают рельефно. Накладывание теней является весьма непростой задачей.

Ноги лошади заканчиваются сплошными копытами вместо ногтей или когтей. Сбоку оконечность ноги напоминает кепку, козырьком которой выступает копыто. Животных лучше срисовывать с фотографий, так как «в живую» они в любой момент могут поменять ракурс. Изучив снимок, рисуют ноги лошади. Вырисовывают шерсть, ее клочки у самых копыт.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Инструкция:

  1. Голову рисуют на основе 3-х кругов: большой – голова, поменьше – морда и маленький – ноздри.
  2. Соединяют круги, рисуют уши.
  3. Морду делят на 3 горизонтальные части прямыми, перпендикулярными к линии, соединяющей центры 2-х окружностей морды.
  4. В двух нижних изображают губы.
  5. Внутри маленького круга рисуют ноздрю в виде овала с перевернутой запятой внутри.
  6. Проводят от нее 2 линии к уху.
  7. Через центр большого круга проводят линию, параллельную касательной, лежащей на двух маленьких окружностях.
  8. Верхний полукруг головы делят еще раз пополам линией, параллельной предыдущей. Глаз располагается в ромбе между 2-я последними линиями и 2-я линиями, идущими от ноздри.
  9. Рисуются мышцы головы под кожей. Обозначаются и покрываются шерстью плоские щеки.
    Чтобы нарисовать глаз, изображают круг.
  10. Делят его на 4 части параллельными прямыми.
  11. Перпендикуляр к ним проводят через центр.
  12. Еще один перпендикуляр проводят чуть выше первого.
  13. Ниже перпендикуляров рисуют овал.
  14. В узкой полосе и справа от овала помещают веко.
  15. Выводят густые прямые ресницы.
  16. Глаз нужно затушевать темным тоном.
  17. Далее требуется зарисовать зону вокруг глаз и наложить тени. Ресницы должны выделяться.
  18. На морде подчеркивают только нижнюю губу. В этом районе у лошади везде торчат усы.
  19. Ухо рисуют в форме круглого холмика, из верхней половины которого растет скрученный лепесток ушной раковины, заполненной шерстью.

Легкие рисунки карандашом поэтапно для начинающих для срисовки, скетчбука

Грива лошади густая и длинная. Она ниспадает из прямой линии на хребте. Конский хвост короче самих волос на нем. Поэтому его конец не может изгибаться, как у кошки. Главное для начинающих – почувствовать карандаш как собственную руку, освоить на практике правила рисования простых рисунков.

Автор: Светлана Булгакова

Видео о рисунках для начинающих

Как нарисовать лицо и волосы:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ