Изучать и воспринимать предметные формы детям помогают их геометрические фигуры. Внешний вид таких образных примеров для дошкольников должен быть объемным для лучшего восприятия.

Как дошкольники разного возраста воспринимают геометрические фигуры

С полутора лет дети могут визуально различать известные им фигуры и классифицировать предметы по формам. К 2-м годам у них проявляется способность находить определенные формы среди остальных геометрических тел. С 3-х лет ребенок уже в состоянии их называть.

Четырехлетние дети сопоставляют объемные и плоские фигуры, а более взрослые анализируют сложные иллюстрации с великим количеством таких отображений. С 5 лет и позже детей можно знакомить с геометрическими телами. С рождения наблюдая за явлениями и предметами, дети познают окружающий мир. Происходит наглядно-сенсорное обучение.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
Изучение геометрических фигур с ребенком можно начинать с самого раннего возраста

Знакомясь с геометрическими фигурами, дети приобретают дополнительные навыки:

  • обобщения;
  • анализирования;
  • сравнения;
  • ориентирования в пространстве;
  • речи.

Изучение геометрических фигур: названия, форма, цвет, размер

С простыми фигурами и их цветами детей знакомят с 2 до 3 лет. Обучение должно происходить ненавязчиво, в форме рассказа или развлечения.

На помощь могут прийти:

  • сортер;
  • игрушки с деревянными вкладышами;
  • картинки.
Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
К 2 годам ребенок должен знать основные геометрические фигуры и цвета

С 2 лет дети должны знать такие цвета и геометрические фигуры, как:

  • белый;
  • зеленый;
  • желтый;
  • красный;
  • синий;
  • розовый;
  • черный;
  • фиолетовый;
  • оранжевый;
  • круг;
  • квадрат;
  • треугольник;
  • овал;
  • прямоугольник;
  • полукруг.

Геометрические фигуры объемные можно и необходимо изучать в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес. Ведь развлекательный момент ознакомления с различными формами значительно облегчает весь следующий образовательный процесс. Вместе с этим дети учатся заострять внимание только на необходимом и проявлять самостоятельность.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
Пример обучения детей геометрическим фигурам в игровой форме

Хронология обучения дошкольников простой начертательной геометрии будет следующей:

  • изображенные на плотной бумаге разные фигуры, отличающиеся по цвету и размеру, называют и проговаривают вместе с ребенком;
  • обведение очертаний фигур на картоне и последующее их разукрашивание определенными цветами, сравнение размеров изображений;
  • вырезанные фигуры располагают по разным местам дома, чтобы дети потом их находили и называли, проговаривая также размер и цвет;
  • предложение поиграть с разными мозаиками и пирамидками из геометрических фигур;
  • отождествление с другими предметами в окружающей среде.

Способов изучения геометрических фигур предостаточно, среди них выделяются:

  • наблюдающий, когда детей знакомят с вырезанными из картона образцами форм, а потом спрашивают о них;
  • сравнительный, при котором дошкольники рассматривают парные карточки с фигурами и отмечают их отличия и схожесть;
  • закрепительный, заключающийся в опросе детей о пройденном материале.

Изучение сложных геометрических фигур с помощью простых

Геометрические фигуры объемные из бумаги являются составляющими различных методик по ознакомлению детей основам математических знаний.

С их помощью обучают дошкольников любых возрастов. Занятия с форменными примерами предметов всегда проходят в развлекательно-познавательном виде.

Составные геометрические фигуры складывают из простых, например:

  • трапецию из 2-х треугольников и квадратов;
  • параллелограмм из 2-х одинаковых треугольников и такого же количества квадратов;
  • ромб из 2-х одинаковых треугольников;
  • прямоугольник из нескольких квадратов.

Уроки начертательной геометрии для детей

Ознакомление с начертательной геометрией формирует у детей пространственное мышление. Упражнения по такой тяжелой графической дисциплине обязательно должны быть понятными и максимально простыми.

В образовательном процессе по обучению начальным основам геометрии до школы часто используют такие задания:

  • детям предоставляют плакаты с таблицами из квадратных ячеек, по которым необходимо определить и сравнить размер фигур;

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

  • глядя на наглядные материалы с изображением на них насекомых, составленных из различных фигур, ребенок должен рассказать, какие из них длиннее или короче;
  • разделение нарисованных форм на группы;
  • освоение связей между фигурами и числами при помощи подсчета форм и решения простых примеров;
  • рисование фигур на листах в клетку по предложенным параметрам;
  • освоение понятий больше-меньше, короче-длиннее путем применения бумажных полос с различной длиной для измерения цепочек с фигурами;
  • нахождение рисунков с присутствием в них геометрических фигур;
  • подсчет форм на предложенных изображениях;
  • рисование составных фигур из простых пар;
  • перечисление форм, которые есть в предлагаемых предметах;
  • ознакомление и запоминание фигур, нарисованных на плакатах;
  • обведение по трафаретам;
  • игры с изображениями различных форм;
  • нахождение лишних образцов среди одинаковых фигур;
  • сортировка форм по группам;
  • игры с конструктором или кубиками;
  • рисование мелками или на песке;

  • выкладывание в песочнице фигур из каштанов или желудей;
  • сравнение простых и объемных фигур с представленными примерами;
  • нахождение составных форм на плоских изображениях;
  • воспроизведение геометрических фигур с помощью лепки или рисования;
  • вырезание фигур и последующее их приклеивание к основе.
  • анализ изображения со сложными формами, опознание их составных деталей.

После полного усвоения всех основных фигур с детьми потом рекомендуется их постоянно повторять и проговаривать для лучшего закрепления и запоминания.

Дорисовывание плоской фигуры по образцу

Развивающие задания по дорисовыванию геометрических фигур помогают побыстрее их запомнить. В бланке упражнения ребенок должен дополнить картинку, воспользовавшись карандашом и линейкой.

Фигуры из геометрических фигур. Картинки для детей, дошкольников, 1-2 класс. Шаблоны для аппликаций

Во время занятия:

  • Детям показывают фигуры и рассказывают о них. Далее приводят примеры похожих предметов, находящихся в помещении.
  • Распечатывают бланки с незаконченными фигурами. Контуры изображений должны быть пунктирными.
  • Произнести задание: обвести по точкам и завершить фигуры. Объяснить, чем является каждая из них.
  • Обсудить с детьми результат работы.

Вместе с незавершенностью фигуры можно дополнить частичным раскрашиванием. Ребенку после дорисовки изображения предложить его полностью закончить цветом.

Обведение фигуры по точкам

Для развития воображения дети должны обводить изображения фигур по точкам. При этом также формируется полезная способность реализации упражнений по образцу. Обрисовку дети должны выполнять простым карандашом, чтобы потом было легче исправить недочеты с помощью ластика.

Фигуры из геометрических фигур. Картинки для детей, дошкольников, 1-2 класс. Шаблоны для аппликаций

Фигуры из геометрических фигур. Картинки для детей, дошкольников, 1-2 класс. Шаблоны для аппликаций

Алгоритм урока по обведению фигур по точкам:

  1. Раздать распечатанные бланки с примерами рисунка и его точечными изображениями.
  2. Детям предложить правильно соединить все точки.
  3. Сравнить результат с образцом.

Поиск геометрических фигур на изображении

Фигуры из начертательной геометрии очень привлекательны для детей. Они всегда интересуются о том, как разбить сложные изображения на простые и преобразовать их потом обратно.

Фигуры из геометрических фигур. Картинки для детей, дошкольников, 1-2 класс. Шаблоны для аппликаций

Задания по поиску геометрических фигур могут состоять из:

  • ромбов;
  • овалов;
  • трапеций;
  • прямоугольников;
  • треугольников;
  • квадратов;
  • кругов.

Раскрашивание

Упражнение с закрашиванием фигур с их перекрытием в итоге формирует у детей пространственное мышление.

Пример проведения занятия:

  1. На бумажных листах рисуют разные фигуры с пересекающимися концами.
  2. Детям раздают цветные карандаши и изображения.
  3. Далее каждый ребенок должен выполнить разукрашивание фигур.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Геометрические изображения предметов учат дошкольников правильно воспринимать форму окружающих их объектов. Научно подмечено, что уже с 3 месяцев дети могут различать фигуры. Объем таких образцов помогает детям постарше отождествлять их с подобными предметами.

Складывание геометрических фигур из пазлов

Для лучшего усвоения геометрических фигур детям предлагают собирать специальные пазлы. Упражнения сначала должны быть простыми, а потом их постепенно усложняют. С выполнением таких заданий развивается фантазия, а дети учатся понимать то, как фигуры лежат относительно плоскости.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Образец проведения занятия по сборке пазлов:

  1. Изготовить бланки с двумя рядами, в одном из которых изобразить простые фигуры, а во втором – сложные.
  2. Предложить детям найти в нижних изображениях те, которые содержат в себе верхние.
  3. Каждому ребенку объяснить получившийся результат.

Группировка простых фигур в сложные

Упражнение выполняют следующим образом:

  • Из картона вырезают напечатанные или нарисованные на нем простые фигуры.
  • Детям необходимо из предложенных заготовок сложить более сложные формы.
  • Для заучивания цифр можно просчитывать каждый вид фигур.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Для усложнения задания детям предлагают сложить из готовых шаблонов целые изображения, например, самолета или животного.

Геометрические аппликации: пошаговые инструкции для дошкольников

Для разного возраста дошкольников создание аппликаций из фигур отличаются друг от друга:

  • До достижения ребенком 5 лет вырезание из бумаги производят взрослые, а приклеивание фигур уже можно доверить детям.
  • До пятилетнего возраста детей неровно вырезанные ими детали придется исправлять родителям или воспитателям.
  • За ребенком, которому исполнилось 5 лет, уже можно только наблюдать.

Младшие дошкольники увиденные формы всегда упрощают. Так, например, пышные облака они изображают в виде обыкновенных овалов.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
Аппликация Гараж для дошкольников

Геометрические фигуры объемные, как и простые, подходят для аппликаций, если они бумажные. Их легко формировать в группы, создавая еще более сложные тела, а потом приклеивать к картону. После этого такие поделки становятся наглядным пособием для дальнейшего обучения.

Для аппликации Гараж дети должны изобразить его на бумаге, при этом им можно предложить сделать:

  • квадратные двери;
  • треугольную крышу;
  • аркообразные ворота.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
Геометрические фигуры из бумаги — пример объемной фигуры — гараж

Потом дошкольники должны вырезать детали гаража и приклеить их к картону. Далее они могут таким же образом соорудить машину, которую необходимо поместить в готовый гараж после этого.

Чтобы вместе с ребенком создать аппликацию Животное, для него необходимо вырезать образцы маленьких деталей зверя.

Так, для кошки подойдут:

  • круги вместо глаз;
  • овалы для головы и туловища;
  • треугольники для ушей.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Подготовленные взрослым шаблоны дошкольник потом сам соберет в форме кошки и наклеит их на основу. В результате должна получиться бумажная композиция на тему животное с приклеенными геометрическими фигурами в качестве деталей аппликации. Маленькие дети, играя с фигурными шаблонами, развивают свои творческие способности и мелкую моторику.

Образцы для аппликаций необходимо:

  • формировать в цветной эскиз;
  • складывать по предлагаемому примеру;
  • приклеивать на заданную поверхность.

Для создания бумажных композиций из геометрических фигур также понадобятся:

  • расходные материалы для аппликаций;
  • клей-карандаш;
  • база для основы в виде деревянного бруска или картона;
  • удобные детские ножницы с неострыми концами.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Перед занятиями аппликацией для детей тщательно подготавливают их рабочие места:

  • проверяют поверхности на безопасность;
  • удаляют все отвлекающие от работы предметы;
  • застилают стол газетами или клеенкой;
  • устраняют все, что может принести дискомфорт в процессе труда;
  • снабжают рабочее место дополнительными инструментами.

При создании аппликаций дети обучаются:

  • быть аккуратными и усидчивыми;
  • распознавать геометрические формы;
  • творчески мыслить;
  • взаимодействовать с коллективом;
  • азам конструкторского дела;
  • кропотливой работе.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей

Взрослым при совместных упражнениях с дошкольником придется:

  • все правильно организовать;
  • вести занятия в игровой манере для удержания детского интереса;
  • для формирования тактильного восприятия применять различные материалы;
  • подбирать тему под определенный детский возраст;
  • давать ребенку высказываться и анализировать вместе с ним его ошибки;
  • стимулировать детскую фантазию и самостоятельность.

Знакомство с объемными и плоскими геометрическими фигурами из бумаги в играх

Геометрические фигуры объемные очень удобно запоминать по методике аналогии с окружающими предметами. С их помощью дошкольники изучают окружающий мир. Игры с пространственными геометрическими телами формируют у детей будущие математические представления.

Для игр с различными геометрическими формами можно самостоятельно сделать бумажные шаблоны из картона.

С такими фигурами детям будет очень удобно и интересно играть, а также конструировать всякие сооружения и поделки.

Играя с геометрическими фигурами, дети обучаются:

  • сопоставлению различных форм с геометрическими шаблонами;
  • нахождению объемных фигур по плоским образцам;
  • воспроизведению геометрических тел;
  • анализу сложных форм и воссозданию их из простых.

Суть обучающей игры Волшебный мешок заключается в том, что детям предлагают найти в маленькой сумочке вначале определенные фигуры по объемному или плоскому образцу, а потом предметы, наподобие их.

Для универсальной игры Геометрическое лото понадобятся самостоятельно сделанные карточки в 2-х экземплярах. На них рисуют фигуры. Один из экземпляров разрезают на отдельные карточки, а второй оставляют целым.

Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
Игра «Волшебный мешок»

Вначале необходимо, чтобы все фигуры были одинаковыми по размеру и цвету. После их усвоения детьми формы делают разными. Дошкольникам после 3-х лет предлагают большие карточки с предметами разных форм. После объявления ведущим геометрической фигуры дети находят карточку с соответствующим ей предметом.

Еще детей можно попросить разделить геометрические фигуры разных видов между куклами, наподобие печенья. Для игры сразу берут 2 вида форм, а попозже 3. Так, одной кукле, например, ребенку необходимо будет дать квадратное печенье, а второй – круглое.

Помощниками в изучении основ геометрии могут также стать:

  • развивающие мультфильмы:
  • активные игры;
  • угадывание форм на ощупь;
  • шнуровки;
  • мозаики;
  • счетные палочки;
  • трафареты;
  • лепка и рисование;
  • рамки с вкладышами и сортеры.
Геометрические фигуры объемные и плоские. Занятие для детей
Игра «Геометрическое лото»

Знакомясь с геометрическими фигурами в легкой игровой форме, дети:

  • постепенно приучаются к математике;
  • овладевают главными основами деятельности;
  • проявляют самостоятельность и инициативу;
  • обретают способность выбора занятий;
  • обучаются вести переговоры с учетом чувств и интересов собеседника;
  • начинают лучше сопереживать окружающим.

Упражнения с фигурами, которые знакомят детей дошкольного возраста с их свойствами, отлично расширяют кругозор. Преобразование простых форм в более сложные и объемные формируют пространственное представление и геометрическое мышление. Помимо этого, дети на таких занятиях учатся быть настойчивыми и целеустремленными.

Автор: tanyda

Видео про геометрические фигуры

Геометрические фигуры из бумаги (объемные и плоские):

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ