Аппликация — старинный метод развития детей всех возрастов, включающий в себя огромное количество разновидностей: из геометрических фигур, из ткани, из природных материалов, предметная, сюжетная, декоративная и так далее.

Преимущества занятий аппликациями для детей всех возрастов

Занятия аппликациями привнесут исключительно положительный вклад в развитие ребёнка:

  1. Занимаясь подобного рода деятельностью, с ранних лет человек обучается усидчивости, кропотливости, аккуратности. Данный факт обусловлен продолжительной работой с мелкими, хрупкими деталями. Дети помладше, 3-5 лет, учатся обращаться не только с составными частями поделки, но и с опасными предметами – ножницами, клеем. Дети постарше, от 5 лет, привыкают к аккуратности в своих действиях, так как большинство частей аппликаций при неосторожном обращении рвутся, пачкаются, становятся непригодны к дальнейшему использованию.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
  2. Малыши, только начинающие свой «путь творчества» путём наклеивания ярких, крупных картинок на поверхность, учат геометрические фигуры, цвета, животных и так далее.
  3. Безусловен факт развития мелкой моторики, творческого мышления, интеллекта у детей всех возрастов при занятиях аппликациями. Улучшение навыков моторики обусловлено работой учеников, вынуждающую их иметь дело с мелкими деталями, различающимися на ощупь, по своим рабочим характеристикам.Выполняя более сложные задания с составлением истории, используя предложенные предметы в качестве героев сказки (от 5 лет) или обучаясь новой информации (от 3-5 лет), дети однозначно развивают полушария мозга, ответственные не только за логику, но и за творческую составляющую.
  4. Привлечение к занятиям аппликациями с ребёнком его друзей, родственников, даёт маленькому человеку первые представления о коллективном труде. В ситуации с малышами (3-5 лет),сторонние участники процесса станут своего рода активными помощниками, учителями, направляющими его в творческом начинании. Напарники детей постарше (от 5 лет) будут скорее коллегами, кооперация с которыми сделает работу ребёнка правильней, красивее, в случае с наклеиванием истории — интереснее.
  5. Занимаясь с ребёнком аппликациями, родитель таким образом закладывает ему основы конструкторского мышления (из частей необходимо собрать одно целое), помогает строить причинно-следственные связи в трудовой дисциплине (для достижения качественного результата, необходимо аккуратно вырезать фигуры, нанести необходимое количество клея, аккуратно поместить на конкретное место, дать высохнуть; если использовать большее количество клея, чем необходимо, он растечется в ходе приклеивания детали и так далее).

Подготовка рабочего места и материалов

Будь то простейшая аппликация из геометрических фигур или приклеивание длинной истории, используя предоставленные данные, должное внимание необходимо, прежде всего, уделить организации рабочего места ребёнка:

  1. Важно убедиться в безопасности места для занятия. Стоит убрать со стола всё лишнее, что может отвлекать внимание маленького человека. Стол желательно накрыть клеенкой или газетами во избежание его порчи, например, клеем. Юного творца желательно предусмотрительно одеть в домашнюю одежду ввиду огромной вероятности порчи вещей «инструментами».
  2. Необходимо заранее подготовить всё необходимое для аппликации, чтобы в процессе трудовой деятельности не испытывать дискомфорт из-за необходимости непредвиденно достать, дорисовать и так далее.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
  3. На столе должны быть приготовлены не только шаблоны для дальнейшей деятельности, но и различные материалы, «инструменты»:
  • ножницы (лёгкие, маленькие, удобные для детской руки, обязательно с тупыми концами);
  • основа, которая станет базой для аппликации (например, белый лист бумаги, картона, деревянный брусок);
  • клей (желательно клей – карандаш, который не растечется, не прольётся и не испачкает, в отличие от обычного жидкого вида);
  • рабочий материал (то, из чего будет сделана аппликация:цветная бумага, ткань, крупы, фольга, цветы и так далее).

Работа с шаблонами

Для корректной организации занятия аппликациями с детьми, важно проработать каждую мелочь, в частности шаблоны. Аппликации для самых маленьких (3-5 лет), например, из геометрических фигур не оставляют вопросов касательно создания шаблонов к ним. В данном случае необходимо создать рисунок, указав на нем места, куда малышу следует клеить предварительно вырезанные элементы.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки

В ситуациях с подготовкой к аппликациям для более старших детей могут возникнуть определенные трудности, если организатор не обладает хорошими навыками рисования. Описанная ситуация обусловлена необходимостью создания более сложных эскизов, обводя и, самостоятельно вырезая которые дети смогут получить необходимые составляющие будущей поделки.

Алгоритм работы с шаблонами идентичен для каждого вида аппликаций:

  • создать эскиз в цвете;
  • скопировать исходный рисунок;
  • разрезать (для детей 3-5 лет) или разделить яркими линями (для детей от 5 лет) скопированное в цвете изображение на составляющие части будущей работы;
  • приклеить элементы на подготовленную основу.

Шаблоны фигур для младшей группы детского сада

Аппликации из геометрических фигур – наиболее подходящий способ развития мелкой моторики и творческого мышления детей младшей группы детского сада:

  1. Аппликация «Заполни банку». Для работы необходимо подготовить основу с нарисованным силуэтом большой банки (можно заменить на тарелку, стакан, коробку и так далее) и вырезанные по шаблону разноцветные круги разного размера (можно использовать несколько материалов, отличающихся на ощупь, для развития тактильных ощущений). Дети должны заклеить пустое место на рисунке в рамках границ ёмкости разноцветными «конфетами» в хаотичном порядке. Итог работы представляет собой эскиз банки, внутри которой приклеены круги, различные по цвету и размеру.
  2. Аппликация «Воздушный шар». Предварительно необходимо вырезать разноцветные шаблоны воздушных шаров без «креплений». Далее на лист бумаги с нарисованным небом (облака, самолёты, птицы и так далее) заранее приклеить нитки соответствующих шарам цветов. Детям важно чётко объяснить задание: соотнести шар с «креплением» одинакового цвета. Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинкиВ результате получается рисунок разноцветных воздушных шаров на нитке, парящих в небе.

Шаблоны фигур для старшей группы детского сада

Аппликация из геометрических фигур, дополнение сюжета картинки, «составление» картинки животных, птиц, путём приклеивания им глаз, лап, крыльев и так далее – основные разновидности аппликативных занятий с детьми 4-5 лет:

  1. Аппликация «Угадай, что?». Для работы следует заранее подготовить большое количество рисунков различных геометрических фигур. Ребёнку нужно вырезать детали по шаблонам и составить из них реальный предмет (фрукт, машина, дерево и тому подобное), склеивая их между собой на выданной предварительно основе. В результате аппликативной деятельности получается изображение всевозможных предметов, встречающихся в жизни ребёнка.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
  2. Аппликация «Животное». В данном случае для детей стоит нарисовать шаблоны мелких составляющих деталей одного животного, например, кошки.Заданием малышам станет вырезать и приклеить на бумагу данные части таким образом, чтобы по итогу получилось изображение заданного питомца (треугольники – на месте ушей, овалы – на месте туловища и головы, круги — на месте глаз и так далее). Результатом труда станет приклеенное изображение животного с максимальным количеством деталей внешности.

Шаблоны фигур для подготовительной группы детского сада

Задания для детей старше 5 лет, как правило, подразумевают не только вырезать и приклеить, но и самостоятельно подготовить шаблон для аппликации:

  1. Аппликация «Дружба». Необходимо взять чистый лист бумаги, согнуть его пополам. На сгибе предлагается нарисовать очертания половины тела человека любого пола. Следующий шаг – вырезать рисунок. Разогнув в дальнейшем лист, ребенок получит пропорционального «человечка». Далее малыш должен приклеить полученных людей так, будто они держатся за руки. В результате получается изображение приклеенного «хоровода друзей», держащихся за руки.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
  2. Аппликация «Гараж». Взрослый предлагает ребёнку нарисовать гараж для машины. Ворота, как правило, изображаются в форме арки, крыша – треугольник, двери – в виде квадратов. Далее ученик вырезает составные части будущей постройки, наклеивает последовательно на заранее подготовленную основу для аппликации. По такому же принципу можно создать машину для гаража, а можно просто ее дорисовать. Итоговая аппликация представляет собой изображение гаража с машиной внутри.

Шаблоны фигур для 1 класса

Аппликация из геометрических фигур наверняка поддастся и школьникам, умеющим осторожно обращаться с ножницами.

Ученикам даются усложненные задания с большим количеством шаблонов – кругов, многоугольников для вырезания которых потребуются силы, усидчивость, аккуратность.

Аппликации:

  1. Аппликация «Гусеница». Детям необходимо предоставить шаблоны с нарисованными кругами разных размеров, одним небольшим треугольником и двумя вытянутыми прямоугольниками. Вырезав, раскрасив их, первоклассник должен составить гусеницу, задействовав все детали, где прямоугольники – рога гусеницы, а треугольник, например, рот. В результате работы школьника, получается картинка с креативной гусеницей, любого цвета, размера, формы.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
  2. Аппликация «Дачный участок». Для создания изображения дома и прилегающей к нему территории, необходимо подготовить шаблоны геометрических фигур, опираясь на задуманную картинку (квадрат, круг, вытянутый и традиционный прямоугольники – дом; небольшой круг и 2 треугольника – птица, круг и вытянутые прямоугольники – солнце, овалы с волнистыми краями – облака; треугольники, вытянутый прямоугольник – ель; круг, вытянутый прямоугольник – дерево и так далее).Ребёнок, вырезав детали по выданным шаблонам, «конструирует» свой дачный участок на подготовленной основе, который и будет итоговым результатом аппликативной работы.

Шаблоны фигур для 2 класса

Перечень:

  1. Аппликация «Цветок». На однотонную основу прикрепляются контуры будущих растений другого цвета. Детям предлагается заполнить внутренности цветков, вырезая мелкие квадраты, распределяя и приклеивая их в зону соответствующего цвета. В результате, на выданной основе должен получиться цветок, выполненный в стиле мозаичной аппликации.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
  2. Аппликация «Треугольники». Школьникам предлагается создать картину подводного мира, используя в качестве шаблонов исключительно треугольники разного размера. За основу необходимо взять лист бумаги синего цвета. Для составных частей аппликации можно использовать не только бумагу, но и разноцветный фетр. Вырезая треугольники, ученики должны создать водоросли, рыбы, камни, крабы и так далее.

Шаблоны фигур для 3 класса

Перечень:

  1. Аппликация «Моя семья». Детям необходимо предоставить шаблоны составных частей изображения людей разного поколения, предложив позднее дорисовать лицо родственнику. Можно усложнить задание, ограничив количество используемых деталей, например, 10 на 1 человека. Таким образом, может получиться бабушка, состоящая из элементарных геометрических фигур: трёх кругов, как туловище; с овалами вместо рук; пучком на голове; в фартуке или блузке с пуговицами.
  2. Аппликация «Клоун». Детям предлагается склеить из выданных деталей клоуна, жонглирующего мячами. Для данной аппликации необходимо подготовить шаблоны: 7 кругов (5 – мячи, 1 – голова, 1 – нос клоуна), 5 треугольников (1 – шляпа, 2 – рукава костюма, 2 — штанины), 1 овал (туловище), 1 пятиконечная звезда (воротник), 4 трапеции (2 руки, 2 ноги). Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинкиДорисовав лицо, дети увидят в конце занятия на своей бумажной основе улыбающегося клоуна, с выстроенными в ряд разноцветными шарами над головой.

Шаблоны фигур для 4 класса

Перечень:

  1. Аппликация «Кот и мыши». Детям важно показать, какую картинку они должны получить по итогу работы: изображение 2 мышек и кота. В этом возрасте стоит дать детям возможность получать усложненные составные части для аппликации из простейших шаблонов геометрических фигур. Для создания мышей потребуется: 1 овал, разрезав который можно получить 2 туловища мышей в профиль; 6 кругов разного размера и цвета (4 – уши, 2 — носы). Глаза и хвост необходимо дорисовать. Для кошки необходимо подготовить: 2 больших круга (туловище); 3 маленьких круга (глаза, нос); 2 треугольника (уши); 2 круга среднего размера, разрезав пополам которые можно получить 2 лапы и хвост.Рот и усы – дорисовать.
  2. Аппликация «Космос». Для получения картинки ракеты, окружающих её планет и звезд, нужны будут шаблоны: Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки7 кругов различного размера (планеты и 2-3 окна ракеты); 10 звёзд; 1 небольшой треугольник («нос» ракеты); 1 большой треугольник, разделив который получится 2 части «хвоста» судна; прямоугольник, разрезанный на множество тонких полосок (огонь из «хвоста» ракеты).

Аппликация на тему «Лето»

Аппликации леса, солнца, грибов, деревьев, травы, выполненные из геометрических фигур различного материала, отлично раскроют тему лета в работе ребёнка:

  1. За основу берётся плотный лист зелёного картона.
  2. Из коричневой бумаги вырезаются стволы деревьев в форме прямоугольника или овала.
  3. После приклеивания стволов к основе аппликации, необходимо дорисовать ветки растениям, а затем «поместить» на них вырезанные из цветной бумаги плоды (яблоки, груши, шишки) или просто листья.
  4. К нижней части основы приклеивается множество зелёных треугольников (трава).
  5. Присоединив к «небу» кусочки ваты, можно получить белые облака.
  6. Вырезав жёлтый круг (солнце) с вытянутыми прямоугольниками (лучи), важно определить им место на аппликации.
  7. Из овала и полукруга «получаются» грибы, помещаемые в дальнейшем под деревья.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки

В результате работы ребёнок получает изображение солнечного дня со всеми составляющими летнего периода.

Аппликация на тему «Осень»

В работе над «осенними» аппликациями можно, как вариант, использовать природный материал:

  1. Ребенку необходимо вырезать по шаблону вазу.
  2. Приклеив полученную «ёмкость» на лист бумаги, можно начинать «составление букета».
  3. Листья различных деревьев, цветы, осенняя трава клеятся над вазой, создавая иллюзию букета, стоящего в ней.

    Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки
    Аппликация из геометрических фигур может выполняться с добавлением элементов живой природы: листьев, желудей и т. п.

В результате простейших манипуляций ребёнок получит аппликацию, иллюстрирующую детали осенней поры.

Аппликация на тему «Зима»

Работу с зимней тематикой можно сделать из множества материалов: вата, бумага, ткань и так далее. Наиболее полезная с точки зрения развития мелкой моторики у детей – аппликация, состоящая из мелких кусков бумаги. Ребенок должен не вырезать эти составляющие, а рвать бумагу как можно мельче. В качестве основы лучше использовать темно синий лист цветного картона.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки

Выполнение:

  1. Для начала детям необходимо подготовить шаблоны домов, деревьев, состоящие из геометрических фигур. (прямоугольники – дома; квадраты – окна домов; вытянутые прямоугольники – стволы деревьев; треугольники – крыши домов).
  2. Приклеив полученные детали аппликации на свои места, можно приступить к процессу рванья бумаги.
  3. Мелкие кусочки белой бумаги, полученные в результате проделанной работы, беспорядочно крепятся на крышу, ветки, землю, изображая снегопад или сугробы.

По итогу творчества на листе бумаги получается изображение зимнего города.

Аппликация на тему «Космос»

При работе над «космической» аппликацией можно предложить ребёнку «составить» созвездия:

  1. Для начала необходимо выбрать схему созвездия, над которым ученик планирует работать.
  2. Вырезаются шаблоны звезд различной величины желтого/белого цвета.
  3. На приготовленную темную основу клеятся контрастные детали из подручного материала в определенном (организатором или образцом) порядке (можно использовать крупы, заполняющие очертания предполагаемых звёзд на небе).
  4. «Звезды» соединяются между собой линиями, дорисованными на завершающем этапе работы.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки

В результате творчества должны получиться разнообразные созвездия ночного неба: большая/малая медведица, близнецы, большой пёс и так далее.

Составление узоров из геометрических фигур

Составление узора из геометрических фигур помогает осваивать или закреплять знания об их названиях у детей, развивает мелкую моторику, творческое мышление, фантазию. Данный вид деятельности заключается в приклеивании простейших фигур в хаотичном порядке для получения узора или классификация составляющих по размеру, форме, цвету и так далее.Аппликация из геометрических фигур 1, 2, 3, 4 класс, шаблоны для дошкольников в детском саду, младшей, старшей, подготовительной группе, на тему зима, осень, весна, космос, узоры, картинки

Для зарождения интереса у ребёнка к данному виду аппликаций, взрослый предлагает ему украсить салфетку.

Предоставив ученику шаблоны, необходимо показать ему образец, копия которого должна стать результатом работы. Альтернативой образцу, может служить кооперация с учителем, где, слыша название (цвет, размер) геометрической фигуры, вырезанной предварительно по шаблону, ребёнок должен выбрать ту самую и приклеить на указанное место.

Рекомендации по проведению занятий

Организатору занятий аппликациями важно помнить о необходимости:

  • грамотно оборудовать рабочее место «ученика»: убрать лишнее, подготовить необходимое;
  • в занятиях прибегать к игровым приёмам, чтобы удержать интерес ребёнка;
  • использовать разнообразные материалы для аппликаций с целью наилучшего развития тактильных ощущений детей;
  • выбирать тематику, соответствующую интересам конкретной возрастной группы;
  • просить ребёнка высказать личное мнение после проделанной работы для дальнейшего анализа ошибок в организации процесса;
  • не ограничивать фантазию ребёнка и позволять ему дорабатывать план занятий аппликациями по ходу работы.

Аппликации, выполненные в стиле простейшего склеивания картинки из геометрических фигур, наряду с более сложными вариантами, должны, в первую очередь, приносить радость детям.

Однозначно «учитель» должен заинтересовать детей перед формулировкой задания, хвалить их в процессе, и оценивать достоинства уже выполненных работ. Получая удовольствие от занятий, ребёнок не только будет развиваться, но и приятно проводить время в компании сверстников или родителей, а значит, занятия аппликациями плотно укореняться в его жизни на долгое время.

Видео: аппликация из геометрических фигур

Аппликации из геометрических фигур в видео:

Как создать аппликацию с животными, узнайте в видео:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ